Зачем менять масло в коробке передач?


Вопрос о замене масла, для чего и в каких случаях – затрагивает любого собственника автомобиля.

Функции масла

  Независимо от того, гидравлическое управление в системе или электронное, масло совмещает массу функций — соединяет элементы, охлаждает, смягчает, регулирует процессы систем управления. В числе прочего оно является:

• смазкой для подшипников;

• теплоотводом для нагретых деталей;

• регулятором температуры с охлаждающими свойствами;

• проводником в системе управления гидравликой;

• наполнителем для гидротрансформатора.

Все элементы коробки передач должны согласовываться в едином организме. Если масло даже ненамного изменяет свои свойства, в КПП тут же начинаются сбои. Автомобиль теряет тягу, двигается рывками или просто отказывается ехать.

Изнашивание масла

  Различные масла обладают определенной вязкостью и качествами смазки. На первоначальные характеристики накладываются воздействия извне, отчего со временем масло теряет прозрачность и стареет. На рабочие качества, кроме грязи в радиаторе и жесткой езды, влияют:

• последствия износа деталей, утрата свойств основы;

• воздействие химии присадок, задающих уровень вязкости;

• потеря со временем рабочих качеств пакета присадок;

• загрязнение продуктами разложения самого масла;

• воздействие поверхностей трения и частиц материала коробки;

• просачивание металлической пыли, микрочастиц с износившихся фрикционов, накладок блокировки ГДТ, редукторов, подшипников;

• превышение концентрации мусора в фильтре, уменьшение его пропускной способности вплоть до разрыва;

• перегревание, понижение стабильности смазочных свойств;

• вспенивание с последующим задиром главной передачи и разрушением шестерен.

Причины задуматься о необходимости замены масла:

• активное вождение;

• стояние в пробках с горячим двигателем;

• износ механических частей;

• старение самой жидкости.

Волшебных жидкостей, сберегающих коробку передач, в реальной жизни нет. Износ необратим, он зависит от температурного режима, объема системы, рабочих условий.

Сроки замены

  На сегодняшний день сроки замены масла, вслед за Mercedes-Benz, увеличили почти все производители. Но даже в элитных машинах масло не бывает вечным. Для лучших моделей рекомендована замена через каждые 125 тыс. км пробега, для большинства марок — 60–80 тысяч. Автомобили с задним приводом и механикой имеют лучшие шансы.

Следует отметить, что коробка передач не всегда сразу приспосабливается к свежей рабочей жидкости и может впасть в болезненный ступор. Если КПП проработала на уже грязном масле 50–60 тыс. километров, проблем надо ожидать в любом случае.